Коллекция миниатюрного и детского оружия в Государственном Эрмитаже.

Коллекция миниатюрного и детского оружия в Государственном Эрмитаже.

Статьи

Коллекция миниатюрного и детского оружия в Государственном Эрмитаже.

Выставка миниатюрного и детского оружия в Эрмитаже раскрывает традицию создания и распространения идеи моделирования различных видов оружия.

Арсенал Государственного Эрмитажа располагает одним из лучших в мире собраний старинного оружия. Его ценнейшие материалы постоянно демонстрируются на экспозициях музея, что открывает широкой публике возможность приобщиться к высоким достижениям выдающихся мастеров. Вместе с тем важную роль в ознакомлении с различными аспектами оружейного искусства призваны играть специализированные выставки, посвящаемые той или иной теме. Одну из таких тем раскрывает экспозиция, представляющая детское и миниатюрное оружие, созданное мастерами ряда стран Западной Европы, России и Востока в XVI – XIX веках. Она размещена в залах Дворца Меншикова и насчитывает около ста экспонатов, отобранных с учетом их историко-культурного значения, художественной ценности, а также результатов научных исследований, ведущихся в Арсенале музея. К числу любителей в данном случае в полной мере относятся и многочисленные представители юного поколения, проявляющие к старинному оружию неизменный интерес.

В состав выставки входят образцы европейского детского оборонительного вооружения, рассчитанного на использование при обучении детей военному делу, и в частности обращению с оружием. Наряду с европейскими, в составе выставки представлены многочисленные образцы детского и миниатюрного оружия, изготовленные лучшими русскими мастерами. О своеобразии и высоком уровне технического и художественного исполнения свидетельствуют творения знаменитых восточных оружейников.

Собрание старинного оружия в музее сложилось на основе коллекций Царскосельского Арсенала. Именно так назвался основанный в первой трети XIX века императором Николаем I его собственный музей старинного оружия, помещавшийся в царском Селе – императорской летней резиденции под Петербургом. Развитию увлечения коллекционированием в немалой степени способствовало то, что еще в детстве он, как и братья – великие князья Александр, Константин и Михаил, часто получал в качестве подарков предметы детского вооружения, военные игрушки и модели. Такие подарки, в частности, делала внукам императрица Екатерина II, способствуя тем самым военному воспитанию мальчика.

По мере взросления владельцев принадлежавшие им предметы вооружения, естественно, утрачивали своё первоначальное назначение, и судьбы их в дальнейшем складывались по-разному. К счастью, многие сохранились, попав в личную коллекцию одного из братьев, Николая. К числу первых документальных свидетельств существования коллекции следует отнести хранящийся в Арсенале Эрмитажа рукописный реестр ее состава, датируемый далеким 1822 годом. В нем зафиксировано несколько сот образцов различного вооружения, среди которых особую группу образуют предметы военной техники того времени, включая и отдельные модели.

В 1885-1888 годах почти все материалы Императорского Царскосельского музея были переведены в Петербург и стали частью Эрмитажа, а с ними вместе – детское оружие, модели и миниатюры. Среди поступлений тех лет были и образцы рассматриваемой категории предметов вооружения, то есть изготовленных для детей и предназначенных для обучения военному делу. Коллекция императорского музея обогатилась ценными миниатюрными работами известных европейских мастеров, а также наборами моделей русского стрелкового оружия. Последние десятилетия пополнение Арсенала осуществляется главным образом через Фондово-закупочную комиссию музея.

Первый удачный опыт открытия выставки, построенной на материале коллекции детского и миниатюрного оружия, состоялся в 1971 году. Спустя 12 лет, в 1983 году, образцы детского и миниатюрного оружия работы старых русских мастеров впервые были показаны за рубежом, в составе выставки оружейного искусства России XVII – XIX веков, развернутой в Военном музее столицы Финляндии, города Хельсинки. Далее интерес Европы к выставке подобной тематики возрастал и наконец, в 2005 году большая группа детского и миниатюрного оружия работы русских мастеров конца XVIII – первой четверти XIX демонстрировалась в составе представительской выставки в Эрмитаже, посвященной жизни и деятельности императора Александра I.


Бельгия,Льеж, около 1860 г.
сталь, дерево, кость, латунь; ковка, чеканка, резьба,
гравировка, травление, полировка, инкрустация.


Интересна новая временная экспозиция Арсенала, открывающаяся несколькими образцами западноевропейского вооружения XVI – XVII веков. По внешнему виду – формам, конфигурации и устройству – шлемы, части доспехов и полные детские доспехи повторяют «взрослые» комплекты, отличаясь лишь меньшими размерами. Применение таких доспехов диктовалось задачами обучения основам военного дела, и в частности умению носить защитное вооружение и пользоваться им с детского возраста.


Германия, Лейпциг, около 1860 г., мастерская Селлье.
Сталь, серебро; ковка, резьба, гравировка, полировка, золочение.


Моделирование предметов вооружения, получившее значительное распространение в творчестве европейских мастеров XVI – XIX веков, не предусматривало каких-то особых правил, регламентировавших, например, размеры или вес предметов, что открывало перед их создателями широкие возможности для творчества. Одним же из главных условий, которые ставились перед оружейниками, было точное воспроизведение оригиналов: их исходных материалов, формы, конфигурации и конструкции. Для огнестрельного оружия дополнительным требованием выдвигалась способность к действию, то есть к стрельбе.

Именно умение создавать миниатюрные модели, наряду с высоким уровнем художественного исполнением, во многих случаях становилось едва ли не главным критерием, по которому судили о способностях и таланте автора. Изготовление особенно тонких и сложных миниатюр иногда выступало как своего рода аттестация ученика оружейника или подмастерья, как свидетельство возможности его перехода из одной категории в другую, более высокую. Создание многих миниатюр требовало длительного кропотливого труда, в котором соединялись умение и опыт оружейника и часовых дел мастера с искусством ювелира.

Традиции моделирования оружия в виде миниатюр стали складываться еще в XVI веке, о чем свидетельствуют относящиеся к этому времени редкие образцы, которыми располагают некоторые музейные собрания, и в частности Эрмитаж. На выставке демонстрируется пара пистолетов с колесными замками, вышедших из мастерской города Нюрнберга в 1570-1580 годах. Оба пистолета изготовлены в полном соответствии с оригиналами – парными седёльными, типичными для кавалеристов той эпохи. Их стволы и действующие замки выточены из полированной стали, а оправа из золоченой меди – украшена тонким гравированным узором. Даже самые мелкие детали обеих моделей, которые можно рассмотреть только в увеличительное стекло, выполнены с поразительной точностью.

Достойное место на выставке занимает удивительное и неповторимое искусство знаменитых оружейников города Тулы, с успехом создававших великолепные произведения, и по сию пору поражающие совершенством технического и художественного исполнения и редким типологическим разнообразием. И здесь, в законченных, изящных формах детских и миниатюрных ружей и пистолетов, в замысловатых узорах, выложенных тонкой серебряной проволокой на прикладах и рукоятях, легко угадываются черты своеобразного творчества умельцев из прославленного центра оружейного дела России.

Создавая художественно оформленное оружие, рассчитанное на детей, оружейные мастера Тулы с такой же ответственностью подходили к изготовлению моделей и уменьшенных копий строевого оружия русской армии XIX века, изготовляя их с особой чистотой и тщательностью технического исполнения. Подлинным достижением здесь следует назвать большой комплект такого оружия, включающий миниатюрные воспроизведения винтовок различных систем, что находились на вооружении войск в 70-х годах XIX века. Показательно, что набор был подготовлен учениками Тульской оружейной школы и, по-видимому, предназначался для подарка кому-то из членов императорского дома. Исполнение серии этих совершенных миниатюрных предметов именно учениками, а не опытными мастерами указывает на то, что традиции блестящих оружейников XVIII века не были забыты.


Россия, Тула, около 1875 г.
Сталь, латунь, золото, дерево; ковка, резьба, гравировка, таушировка, полировка, воронение.


По законченности и уровню художественной отделки с описанным набором вполне сопоставим другой, также присутствующий на выставке. Он меньше предыдущего по составу и включает всего три предмета – миниатюрные действующие модели знаменитой винтовки выдающегося русского конструктора С.И. Мосина. Три варианта винтовки – пехотный, драгунский и казачий, - изготовленные в городе Ижевске, одном из известных центров оружейного дела России, в 1897 году, так же как и тульский набор, отмечены превосходным качеством работы, заметным, в частности, по тщательности, с которой выполнены таушированные надписи на вороненых стволах всех трех винтовок.



Россия, Ижевск, 1897 г.
Сталь, дерево, золото; ковка, чеканка, резьба, гравировка, таушировка, воронение.


К моменту изготовления ижевского комплекта боевое оружие давно уже являлось продуктом машинного производства, почти утратив даже минимальные признаки декоративного убранства и приобретя сугубо утилитарное назначение. И тем ценнее то, что искусные создатели набора на основе ограниченного количества исходных материалов, используя лишь металл и дерево и строго следуя пропорциям и конфигурации прототипов, сумели придать всем трем маленьким винтовкам художественную законченность и совершенство.

Если Тула в результате исторического развития стала «многопрофильным» центром оружейного дела России, а Ижевск приобрел известность благодаря превосходному огнестрельному оружию, то уральский город Златоуст специализировался в XIX веке на выпуске разнообразного клинкового оружия. Его лучшие образцы, включая детское клинковое оружие также представлены на выставке.

Неотъемлемую часть коллекций Арсенала Эрмитажа, как известно, составляют произведения оружейного Востока, поражающие богатством типов и форм, разнообразием декоративного убранства и исходных материалов. Достойное место в общем комплексе занимают образцы детского оружия, создававшегося знаменитыми мастерами Ирана и Турции, Средней Азии, Кавказа и других исторических регионов Востока.

Надо сказать, что создавая детское оружие, восточные мастера следовали прототипам не только традиционных форм и конфигурации. Практически в каждом историческом регионе Востока длительное время существовали свои собственные принципы украшения оружия, как об этом наглядно свидетельствуют экспонаты выставки. Один уз упомянутых кавказских миниатюрных кинжалов искусно декорирован резной костью, инкрустированной сложным узором из золота, - прием, широко применяющийся в творчестве мастеров Кавказа и Закавказья. Полированная сталь часто служила для убранства индийского клинкового оружия, о чем можно судить по большому числу сохранившихся образцов, а среди них – по небольшой детской сабле, так называемому «тальвару».


Все статьи

© ООО "Клинок", 2010-2015, миниатюрные модели огнестрельного оружия, художественная отделка ружей, ножей.

Главная | О компании | Каталог | Новости | Награды | Статьи | Консультации | Мастера | Услуги | Контакты | Оплата и доставка | Фотогалерея | Вакансии